Среда 08.05.2024 14:54 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||
|
История села Червово.Часть 1.Автор текста:Юхнина Л.В Редактор: Бедарева Л.А Текст печатал: Пронин М.А Навеки сердцу милая сторонка. Задумываясь о прошлом, настоящем и, вопреки разумному, заглядывая в
будущее нашего родного села, хочется к своему повествованию выбрать два
эпиграфа: Прошлое никогда не уходит из настоящего, не покидает его, оно незримо
присутствует в каждом из нас - писал В. Г. Белинский.
А лучшее послушаем вместе: Земля изливает душу Негромкой, интимной песней Ю. Кузьмин. Эпилог Село с негромким названием «Червово» нынче уже небольшое, семь сотен населения не насчитывает, растянулось с юго-запада на северо-восток более чем на два километра. Кругом леса, а на въезде два рукотоворных озера. Они были созданы в период рассвета села, когда колхоз-миллионер «Путь Ленина» вел активное строительство объектов соцкультбыта, производственных помещений и жилых домов. В образовавшиеся озера были запущены мальки чешуйчатого и зеркального карпа. Плескались в воде щуки, лини, пескари, караси, сорожки. И «смотритель» озера нашелся – Кунгуров Николай Иванович. Не любил он браконьеров, на своем тарахтящем мотоцикле объезжал бывший фронтовик берега своих водоемов, находил и безжалостно рвал сети и невода, вел непримиримую борьбу с теми, кто рвачески относился к природным богатствам. Уважали его за это и побаивались. Село жило своей жизнью. Сюда с удовольствием возвращались юноши из армии, выпускники вузов и техникумов. Было престижно работать там, где родился и вырос, и приносить пользу своей земле. С тех пор многое изменилось не в лучшую сторону. Сократилось население, не построен ни один жилой дом. Молодежь ищет лучшую долю на стороне. Возродится ли село к жизни – одному Богу известно. Часть 1. Село Червово в
составе Кытмановского района расположено на северо-востоке Алтайского края, в
зоне умеренного пояса, в ста километрах от краевого центра – Барнаула, в тридцати
пяти километрах от ближайшего города Заринска и на таком же расстоянии от райцентра
– села Кытманово. А до Москвы от нас Наличие рек: Малогорской и Афоньки, а также озер Комарихи и Барабанки со спускающимися к ним увалами, поросшими лесами, яркие изменяющиеся краски природы и удивительные пейзажи, остаются в сердце человека, жившего и живущего здесь, навсегда. Поохотиться и порыбачить спешат к нам любители со всей округи: из Барнаула, Заринска, Кытманово, из близлежащих сел. Едут из Новокузнецка, из этой кузницы, душной и пыльной и всякий раз восхищаясь чистым и свежим воздухом, с удивлением замечают наш привычный окружающий мир и завидуют, говоря, что живете вы, ребята, в санатории. Лилия, огонек, ковыль, пион «Марьин корень», черемуха обыкновенная, ветреница, облепиха – все эти растения, произрастающие в нашей местности, занесены в Красную книгу. Леса наши богаты зайцами, волками, лисами, барсуками, ежами. Через поля и луга стремительно проносятся косули, живо хоронясь в густых лесах и сограх. Не торопясь, осознавая свою важность и силу, показываются лоси, коварно крадутся за своей жертвой рыси. А по берегам рек и озер плодятся ондатры, строят свои хатки бобры. В озерах плавают цапли, прямо за огородами гнездятся утки, гуси, в полях перекликаются журавли. А весной, когда весь мир безумствует от тепла, солнца и от распускающихся листьев берез, тополей, сирени, в теплые весенние ночи поет варакушка, соловей. В лесах с весны до осени можно собирать грибы: сморчки, строчки, лисички, маслята, подосиновики, белые грибы, волнушки, грузди, опята. На полянах и увалах краснеет земляника, в свое время – клубника, а в сограх черная смородина, калина, черемуха; в лесах – боярышник. Народонаселение. Наш родной уголок всегда был гостеприимным, не было отказа никому, кто бы ни приезжал к нам в гости или на постоянное место жительства. И ранее, и сегодня в селе живут мирно, бок обок, украинцы, белорусы, чуваши, шорцы, кумандинцы, немцы, татары, корейцы, мордва, а преобладают русские. Может потому, что Сибирь, этот безграничный и суровый край, накладывает свой отпечаток на людей, но всем хватает места, никто не убивает друг друга из-за участка земли, как это происходит в южных районах нашей страны. И мы рады тому, что в селе царит терпимое уважение друг к другу, что мы можем поделиться с ближним куском хлеба и не посчитать его потом долгом. Пожалуй – это главное в нашей жизни, это тоже достижение, которого не следует потерять в будущем. Село, расположенное в зоне лесостепей, окружено было рядом сел и поселков: Брянск, Листвянка, Михайловское, Максарово. Ныне эти населенные пункты не существуют. Село Максарово было снято с учета как единица поселения 24.04.1992 г. Максарово
(ранее с. Ярыкалка) и Червово (Малые Косишки) впервые поминаются в летописи как
поселения во второй четверти 18 века. О Максарово первое напоминание датировано
Вокруг поселения стоял дремучий бор. Из-за недостатка средств крестьяне объединялись по нескольку семей и строили одну избу. Так в одной избе могли жить 3-4 хозяина, хозпостроек не было. Были и такие, которые имели избы без крыш или не имели их вовсе и жили либо в землянках, либо в глинобитных домах, «топтонухах». И поныне можно найти развалины этих «топтонух», побывав на увалах Максарово. Чтобы завести пашню, надо было корчевать лес. Не у каждого была лошадь в хозяйстве. А ведь надо было жить. И жили, сеяли пшеницу, овес, ячмень, просо. Лепили глиняную посуду, огромные емкости, которые накрывали корчагами – в них хранили зерно, мололи его на муку ручными мельницами, стряпали хлеб. Выращивали крупный рогатый скот, овец, обрабатывали землю на лошадях. Умудрялись пахать землю не только ручными деревянными сохами с железными наконечниками, но и рогами лосей. Отсюда и второе название лося в простонародье – «сохатый» - от слова «соха». Жителя с. Косихи крестьянина Колесова привлекло место тем, что оно удобно было для пасеки. Он построил дом на горе, и стала эта гора зваться «Колесовкой». А место поселения назвали Малыми Косишками. Название «Червово» было присвоено поселению в честь первого жителя Червова Петра Гавриловича, поселившегося на горе. Во времена столыпинской реформы в село приезжают переселенцы из центральных районов России, Украины. Так выросла сельская община из 62 дворов. Чем занимались? Рубили избы, пахали, сеяли – Непривычные слезы лить. Как детишек, хлеба лелеяли: Будет хлеб – значит, будет жизнь! Выручало еще и то, что по-соседству, в семи километрах, раскинулось широко и вольготно богатое село Максарово. Там была приходская церковь, много зажиточных людей Помещиков не было, только купцы и крепкие хозяева. Дом зажиточного хозяина Танкова Степана Евлантьевича в два этажа стоял до начала 80-х годов ХХ столетия над обрывом. Внизу протекала река, раскинулось неглубокое болото, а около самого огорода крестьяне разбили огороды. Дерн снимали вручную, перекапывали лопатами и сажали огородную мелочь: чеснок, огурцы, помидоры, дыни, арбузы. Почва была структурная, с илом вперемешку, что было прекрасным удобрением для растений. Здесь же и речка, значит – полив вдоволь; к тому же – низина. Урожаи крестьяне снимали отменные. Двенадцать крепких хозяев с их экономикой составляли костяк зажиточной жизни Максарово. В начале 80-х годов прошлого столетия по приказу правления колхоза «Путь Ленина» старинный дом Степана Евлантьевича перевезли в Червово. Долго его не могли сломать, пришлось растаскивать на тракторах. На совесть строили наши предки без единого гвоздя свои жилища. А ранее, в конце 30-х годов прошлого века, когда в стране началась коллективизация и эта чудовищная колесница донеслась и до наших сел, церковь в с. Максарово сломали и сделали из нее школу. Но ведь не в один год это было перестроено. Поэтому после того, как дом Степана Евлантьевича опустел после раскулачивания и реквизиции, а его семья разбежалась в Барнаул, Томск, Иркутск и в Кемерово, там разместили школу. В подвале школы, по словам очевидцев, еще долго стояла церковная утварь, пока все древние иконы, иконостасы и прочие реликвии не растащили по домам, а часть была увезена в Барнаульскую епархию. По словам
старожилов в максаровскую церковь приходили во время главных церковных
праздников – Пасху, Троицу, Рождество – прихожане за 60- Крестьяне из Малых Косишек, Зубоскалово, Чудотворихи, Мишихи, Дмитро-Титово нанимались к максаровским богатеям в работники. Надо заметить, что в основном это были крестьяне приезжие – те, кто бежали из центральной части европейской России (или, как тогда говорили – «из Рассеи») от голода, от безземелья. Они, не имея земельных наделов, были обречены на батрачество и голод. Переселенцы, переехав в Сибирь, были поражены обилию земли, ее плодородию. Они впервые наедались вдоволь хлеба, могли сами возделывать пашню, жить сытно. Многие, а точнее, почти все, впервые видели бани, сильно удивлялись этим устройствам, но были весьма довольны невиданным ранее новинкам. В борьбе за жизнь пролетело столетие. Происходят изменения в жизни Червово. Первым старостой в 1901 году был Юдин Егор Дмитриевич. В 1914-1916 гг. сельским писарем был Санкин Егор Степанович. До первой мировой войны в деревне было два грамотных человека. Они вели учет жителей, собирали налоги, сообщали вести, приказы, указы и т.д. Книга в то время была диковинкой. Носили холщовую одежду, зимнюю шили из овчин, сами ткали холсты, валяли валенки, лепили горшки из глины. Кузницы ковали бороны, наконечники к сохам. Первым кузнецом был Юдин Харлампий Федорович. В Малых Косишках лавки держали Разумцев Сергей Алексеевич и Разумцев Евсей.(№ 2 СНОСКА) В 1908 году больницы не было – только бабки-знахарки да повитухи. Школы тоже не существовало. В В 1920 году в доме Юдина Василия Степановича организована первая школа. Дети писали на грифельных досках, обструганных дощечках и даже на бересте. Первые учителя – это Тихомиров Сергей Иванович и Санкина Матрена Егоровна. Наступил век ХХ – кровавый. История перелистнула еще одну страницу. В 1926 году согласно данным томского архива, Максарово насчитывало 262 двора, жителей было 1409 человек. К сожалению, данных по населению Червово нет. Древняя мудрость гласит, что не дай Бог родиться и жить в эпоху перемен. (Но ведь это жизнь) Перемены зреют, они неизбежны и, в конце концов, совершаются. Октябрьскую революцию двадцатого столетия называют «политическим переворотом», повлекшим за собой многочисленные жертвы, братоубийственную войну, названную в истории «гражданской». Села Максарово и Червово оказались в стороне от боевых сражений. Сказалась удаленность поселков от центральных дорого. И все же разъезды Колчака доходили и до наших деревень сама революционная обстановка взбудоражила людей, разбила их на враждующие лагеря. Не обошлось и без жертв. В Максарово сохранились братские могилы тех времен, где, по словам очевидцев, покоятся коммунисты, беляки, монахи и просто случайные жертвы. Закончилась Гражданская война. Страна затаилась в ожидании перемен, и они не замедлили начаться. В 1920 году был образован первый сельсовет в Червово, а председателем выбран Климов Андрей Ниткитович, секретарем назначен Рябцев Федор Дмитриевич. Первый клуб построен в 1928 году, завклубом был Стаценко Кирилл Григорьевич. В 1931 году появилась начальная школа. В 1928 году создана первая коммуна под руководством Стаценко Кирилла Григорьевича. В 1931 начинается коллективизация. Кардинальные перемены были непонятны крестьянам. Классовая борьба набирает обороты. Крестьянин – это собственник. Даже последняя захудалая лошаденка, крохотная полоска земли в виде надела – это его, кровное, оно не дается легко, все это надо заработать кровью и потом. Поэтому и отдавать свое добро в чужие руки, когда оно уже не будет твоим, а ничьим – это надо было переосмыслить, перешагнуть в себе черту собственника и это свойство подавить в себе. На это требовались десятилетия, а коммунистами столько времени не отводилось. Страна была в кольце врагов, значит, преобразовать страну надо было в кратчайшие сроки. Из архивных документов центра
хранения Архивного фонда Алтайского края: «10 декабря 1928 – 23 января Крестьяне в товарищества шли с неохотой, особенно те, кто имели в собственности движимое и недвижимое имущество. Стали появляться листовки, прокламации, призывающие к неповиновению, бунту. Вот только один из примеров. Эта листовка была распространена среди крестьян Улус-Тарабы Верх-Чумышского района: «…Февральская революция дала трудящимся свободу, но эта народная
свобода не давала коммунистам и их прихлебателям из рабочих властвовать над
трудящимися. И вот эти паразиты, эти вампиры всякими изворотами лжи, обмана,
насилия, посулами власти Советам отняли твое право на твои завоевания: свободу,
равенство и братство трудящихся… Долой диктатуру варварского пролетариата! Крестьяне, не рвите это, а осторожно передайте в родные места». Чекисты начинают продразверстки, отбирают у зажиточных крестьян зерно, продукты питания, скот и т.д. Деревня делится на бедняков, середняков и кулаков. 1 февраля 1931 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах по укреплению соц. переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Была определена цель – проведение сплошной коллективизации. Началось раскулачивание и выселение зажиточных крестьян. Семья, владеющая плугом, коровой, лошадью, считалась кулацкой. Все это сопровождалось лишением избирательного права, экспроприацией имущества. Начинается красный террор. Рассказывает Пономарева А. А., жительница с. Максарово: « В 1936 -1938 годах в нашей
деревне начали создавать колхозы. Появились кулаки, богатеи. В семье Заречневых
было 9 человек. Чтобы прокормить такую ораву, надо было много работать. А чтобы
земля давала отдачу, ее нужно было обрабатывать, Вот и собрались всем гуртом,
купили молотилку, потом косилку. Работников не нанимали, сами от мала до
велика, работали до хруст костей. Мать мою звали Аграфеной Емельяновной, отца –
Антоном Филимоновичем. Трех старших братьев – Андрея, Дмитрия и Иллариона –
забрали по 58 статье и предъявили обвинение за хранение оружия, которое не нашли
во время обыска, но заставили их подписаться. По десять лет мужики отсидели. А
потом пришли и за нами. Все имущество забрали, дом конфисковали и повели. А
куда? Никто не знал. Потом мы плыли по Томи
на барже, а так как с собой не разрешали ничего брать, то мы ловили рыбу и
питались ею. Приплыли в Нарым,
выгрузили нас в чистое поле, да хорошо тайга кругом была. А ведь зима, и только
одни палатки. Мне 12 лет сравнялось,
а были такие, которые с грудными приплыли. Давали по Брат Андрей долго это
терпеть не хотел, собрался ночью потихонечку и ушел. Добрался до Томска – где
пешком, где на подводах, продал там пальто и на вырученные деньги доехал до
Барнаула. А там и дом недалеко, всего-то побольше сотни километров до
Максарово. А когда вернулся в село, его никто ни о чем не спросил, и ничего ему
за побег не было. Ну а у нас открыли
ликбез, брат Максим выучился на ветврача. Ранней весной начали строить дома да
бараки, рамы готовыми к нам привозили, а кто на это все отдавал команды – не
знаем. По осени девки наши (все бросили) и с пристани Молчаново уплыли до Барнаула. В Максарово в это
время работала учителем Анфея Федотовна.
Отец ее, Федот Филимонович, был беляком. Жил там и Антон Ефимович Черкасов –
эмигрант. Его в 1937 тоже сослали в
Нарым. Однако сам он сбежал оттуда и обосновался где-то в Новосибирске вместе
со своим братом Ильей Ефимовичем». Постановлением Сибревкома от 29.08.1937 г. Червово относится к Косихинскому району Алтайского края. С. Червово разделилось на четыре хозяйства: «Партизан» - во главе с Полетаевым Глебом Ивановичем, «Пионер» с Рябцевым Василием Дмитриевичем, «Новая жизнь» со Звонаревым Андреем Петровичем, «Ясное утро» с Оплеухиным Семеном Константиновичем. В В 1940 году в Максарово было три колхоза: «Красный Алтай» возглавлял Канунников Константин Иванович, «Комбайн» - Плотников Николай Гаврилович, «имени Шевченко» - Полетаев Семен Васильевич. В состав Максарово входили колхозы на Смычке и «колхозное поле». Из архивных данных и выписок из протоколов заседаний правлений колхозов ясно видно, что работа в колхозах и бригадах шла ни шатко, ни валко. Постоянно не хватало инвентаря, кормов, наблюдалось нежелание колхозников идти на работу. Нередки были случаи саботажа на производстве. И все же, по словам стариков, перед войной немного вздохнули посвободней, голод отступил, стали одеваться, отдыхать. Веселее стало жить. |